Приветствую вас, дорогие читатели! Мы продолжаем серию уроков по фотографии. Тема сегодняшнего урока — макросъемка: секреты, советы, опыт и практические рекомендации. Еще вас ждет обзор: покажу, как работает линза для макросъемки на телефон. И, конечно же, будет много примеров для вдохновения… сказала я, как училка))))
Сразу уточню: я не профессиональный фотограф, у меня нет специального оборудования для подобного жанра фото да и вообще я не являюсь представителем этого направления (просто иногда интересно попробовать что-то новое). Но если разобраться, то желания снимать уже достаточно для того, чтобы получились интересные макрофотографии. Но обо всем по порядку.
Содержаие статьи:
Макросъемка — это такой вид фотографии, при котором мы максимально приближаемся к объекту так, что можем разглядеть детали, которые порой и не заметны невооруженным глазом. Снимать в макро можно что угодно, что имеет подходящий размер: растения (пестики/тычинки/ворсинки), насекомых и прочие объекты природы, различные текстуры, части тела человека типа глаз-ногтей-бровей и пр., еду, снежинки, капли, детали, любые мелкие предметы, украшения и т.д.
Примечание: фото в галереях ниже кликабельны для детального рассмотрения.
Различные продукты творчества также нередко требуют макросъемки для демонстрации деталей и передачи объема. Например, всякие цветочки на открытках, или этапы в мастер-классах.
Есть и пейзажное макро. Например, такое:
В общем, макрофотография — это целый неизведанный мир, где можно сделать для себя массу открытий.
Хочу на этом пункте немного остановиться, т.к. в зависимости от темы съемки подбирается и соответствующее оборудование.
Макросъемка бывает профессиональная студийная. Она нужна для создания каталогов, например, или для демонстрации каких-то отдельных деталей. В общем, все, что можно принести в студию и снять крупным планом. Это значит, что все снимаемые объекты (кроме человека) статичны, то есть фото постановочные и у фотографа для лучшего результата есть много времени и попыток, и результат, соответственно качественней. В этом случае для съемки наверняка имеется хотя бы несколько штуковин из перечисленного: хороший фотоаппарат, макрообъектив для фоотоаппарата, макрокольцо для объектива, линза для макросъемки, вспышки/отражатели или софтбокс и, конечно же, штатив.
Но, думаю, большинству из вас этот вид макросъемки малоинтересен, если только вы не профессиональный фотограф (но тогда вы и так всё знаете).
Макросъемка в полевых условиях. Она же выездная, она же макросъемка природы, мелких животных и т.д. Без подготовки и сложных технических моментов. В этом случае, конечно, здорово, когда есть недешёвый объектив, уже закрепленный на камере. Или макрокольцо. Возможно, подсветка, вспышка. Но чаще всего довольствоваться приходится тем, что есть прямо сейчас под рукой, с минимальным числом попыток, пока объект не «сбежал». То есть этот вид макросъемки требует быстроты в принятии творческих решений.
Ну и есть наша любимая — любительская макросъемка. Когда у тебя вообще нет крутого оборудования. А фотографировать хочется.
Про оборудование я в принципе уже сказала. Уточнять буду дальше. Но самое главное — это камера. Притом в зависимости от задачи подходит как зеркалка, беззеркалка, компактный фотоаппарат, так и камера мобильного телефона. Неплохо бы иметь штатив. Но он нужен лишь для статичной съемки.
Сначала как. Здесь есть несколько способов: автоматический, полуавтоматический и ручной. Ну, с автоматическим всё понятно. Включил камеру, нацелился на объект, нажал на спуск и получил картинку. Наверняка не лучшего качества. Плоскую, скорее всего блеклую, с недостаточно выраженной глубиной резкости. Да и не факт, что в этом случае мы получим достаточное приближение.
Есть специальный полуавтоматический режим — макро, пиктограмма цветочка или специальная надпись. Есть на многих камерах. Нередко он спасает, если камера простенькая. Он настраивает камеру автоматически на более приемлемое фокусное расстояние, поэтому результат будет лучше, чем в авто.
Но я, не смотря на массу полуавтоматических режимов, конечно же, предпочитаю ручной.
Разберем, что же лучше для макросъемки. И начнем с зеркального фотоаппарата. Я не буду разбирать в статье компактные фотоаппараты и мыльницы — это как промежуточные варианты.
Плюсы макро на фотоаппарате:
Минусы:
В общем, зеркальный фотоаппарат — прекрасное подспорье в съемке макро. Особенно хорош он в помещении для объектов, которые не двигаются. Ну и на улице: всякие пугливые птички, лягушки, мухи и т.д. имеют все шансы попасть в кадр.
Если я снимаю зеркалкой — как правило, это ручной режим М. Объектив при этом выдвигается полностью, что обеспечивает маленькую глубину резкости и фокусировка идёт только на главной части объекта. ISO настраивается в зависимости от освещения по допустимому минимуму. Обычно это 100-400. Если объект статичный — использую штатив и минимальное iso, а экспозицию корректирую большой выдержкой времени с использованием автоспуска, чтобы не смазывалось.
Очень рекомендую изучить статью «Базовые настройки фотоаппарата«, где я подробно рассказываю о том, по какому принципу настраиваются перечисленные выше параметры.
На улице я, как правило, фотографирую что-то движущееся, и при хорошем освещении iso также ставлю на минимум. Но тут важно, чтобы и выдержка не была больше 1/30 сек. Иначе появляется размытость. Если совсем мало света — добавляю вспышку и уменьшаю выдержку времени. Порой проще использовать режим Спорт со следящим автофокусом, когда есть ветер, а объект, например, цветочки, или когда главный герой фото — животное, птица, насекомое. Однако при этом режиме появляется больше шумов. Но тут уже приходится искать компромисс: или потерять немного в качестве, или упустить объект.
А вот полуавтоматический режим макро (тот самый цветок) мне совсем не нравится. Если ты подойдешь чуть ближе к объекту — фотоаппарат не фокусируется, и пока найдешь нужное расстояние — объект может передвинуться.
Что ещё из опыта… Так это то, что сильно мелких насекомых не выходит сфотографировать в макро из-за того, что расстояние до объекта достаточно большое (а ближе не сфокусироваться).
Эти проблемы решает специальное макрокольцо или линза, или объектив. Но использовать ли эти дорогие штуковины для любительской макросъемки — решать каждому отдельно. Мне пока и так хватает. Потому что то, к чему не может приблизиться фотоаппарат — может приблизиться смартфон. Поговорим о нём!
Итак, какие плюсы у макросъемки на смартфон:
Минусы:
Пожалуй, качество — это один из главных минусов смартфона. Почему — я подробно демонстрировала в уроке по фотографии ночного неба. Но в остальном смартфон крут.
Конечно, для макросъемки на телефоне не мешает иметь штатив. Его в принципе удобно иметь и для других целей. Ну, и макролинзу для экспериментов. Однако если такой нет — не страшно.
Вот, например, богомолы и муха, снятые на смартфон без линзы. Наверное, 1 и 3 фото даже в режиме авто (потому что очень шумные).
А вот кузнечик и богомол ↓ с линзой. Фотографировала практически впритык, то есть до него сантиметра 2 было, не больше.
Без линзы же камеру приходится очень отодвигать и из-за этого снижается детализация. Кроме того, чем вы ближе к объекту, тем труднее сфокусироваться точно на нужной части. Однако в любом случае, чтобы сделать макрофотографию на телефоне, нужно достаточно близко подходить к самому объекту.
Снимать, конечно, тоже лучше в ручном режиме. Потому что так вы можете настраивать самостоятельно и iso, и выдержку, и баланс белого, если надо (а иногда надо).
Правило простое — меньше iso — меньше шумов, но и меньше света попадает на матрицу. Поэтому нужна бОльшая выдержка времени, что чревато смазыванием. В общем, ищем баланс (в теории сложно, но на практике быстро нащупывается этот момент). Подробней о настройках телефона будет в видео ниже.
Ну и теперь расскажу об этом дополнении: линза для макросъемки на телефон. Купила я её ради эксперимента. Притом на joom они вообще недорогие. Конечно, чем дороже, тем качественней. Но на первое время и такое подойдет.
В данном видео я о линзе рассказываю более подробно, а заодно показываю свои настройки камеры и примеры.
Чтобы макрофотографии были интересными, нужно уделить внимание не только оборудованию, но и композиции. Задача — продемонстрировать детали, показать красоту объема и игры света/тени на объекте.
И помните, что животным также не нравится лампочка в глаза, как и вам, так что уважайте их и не терзайте ради идеальной картинки.
Рада, что дочитали эту немаленькую статью. На тему фотографии я могу писать много, делиться своим опытом. Но из того же опыта самое главное — это ПРАКТИКА! Так что практикуйтесь, ищите интересные творческие решения, объекты. А ещё не бойтесь показывать свои результаты людям.
Ну и заглядывайте в гости к Домовёнку! До встречи.
С любовью, Елена.
Лена, какая хорошая у тебя тема! Мне было бы полезно многое узнать, так как я совершенно не умею хорошо фотографировать. Но проблема еще в том, то на моем новом фотике все не на русском языке, так что совершенно не понимаю, как и какой режим смотреть )) Пользуюсь автоматическим, хотя качество меня не очень устраивает.
Ольга, рада, что тема оказалась нужной!!! С настройками обычно язык не важен. Важны циферки и названия параметров, и где находится нужная кнопочка или крутилочка, чтобы их менять. А они универсально обозначаются (если только это не китайский язык, например 🙂 ))). Может, есть инструкция на русском в интернете к Вашему фотоаппарату, или к близким моделям той же фирмы. Это бы облегчило работу с настройками.
Автоматический режим, конечно, не то. Я, например, крайне редко его использую. И обрабатывать фото потом гораздо дольше.
Класс! Отличные советы и это реально сейчас очень актуально 😉
Спасибо!))) Постараюсь развивать тему и дальше 🙂
Отличные фото. Советы читать не стала…нет фотоаппарата. Удачи в освоении это ремесла)
Спасибо, Людмила! Тут надо бы удачи и терпения мне набраться, чтобы не то, что осваивать, а чтобы уже освоенное превратить в текст с примерами для этой рубрики))))
А насчет фотоаппарата… Макро и на телефон запросто можно. Но это, конечно, если душа лежит к этому делу 🙂
На мой взгляд, один из самых красивых вариантов фотосъемки! Сама таким образом практически не фотографирую, но люблю. При приближении, да еще под каким-нибудь углом, даже привычные предметы выглядят необычно и притягательно. Кроме насекомых… эти как инопланетные монстры выходят)))
А мне и насекомых нравится рассматривать. они хоть и странные, но классные. Столько открытий про то, как они устроены, сразу приходит.
Очень классно, Лена, у тебя талант. Насекомые многие вполне занятные, нестрашные. Хотя помню, когда в детстве увидела морду бабочки вблизи, была неприятно удивлена)))
Спасибо большое! ❤❤❤ Да, насекомые то разные бывают. Я где-то видела, что внешний вид всяких инопланетных чудовищ типа Чужого в кинематографе как раз списывали с реальных насекомых. Хотя как по мне — они по-своему красивы.
Очень нравится макросъемка. Есть несколько удачных фото. Но еще надо учиться и учиться.
Есть фото и в моменте «пока не сбежал». Очень интересные фото получаются! Хотя любительская… я ни разу не профи.
У меня есть фотоаппарат, довольно неплохой, но пользуюсь все реже. Вот скоро отпуск, вот и нащелкаю макро!
Классных снимков, Лара!!!
Да, что-то фотоаппаратами сейчас всё реже стали пользоваться. Смартфоны нас разбаловали 🙂
Недавно участвовала в фотоконкурсе, снимали макро жучков и прочих насекомые… Второе место. У меня на фото были жучки «солдатики» на фоне ствола дерева
Но я уверена, что мне учиться и учиться, как завещал нам дедушка Ленин
Да мы ж всю жихнь чему-то учимся ))) Это нормально!
Замечательные рекомендации по макросъемке для тех, кто увлекается фотографией.
С фотоаппаратом попроще, у меня есть функция макро, а вот в мобилкой не так легко. Но оказывается, что есть объективы, это уже что-то. Макросъемка становится доступной и с мобилкой!
Да, порой макролинза для телефона очень выручает. Мобильным телефоном можно максимальго близко снимать. Фотоаппаратом за счёт ограниченного минимального фокусного расстояния не подберешься так близко.
О! Мне тоже нравится снимать в этом формате за городом. Есть много мелких, красивых и интересных вещей в природе, которые хочется рассмотреть ближе и конечно же запечатлеть на камеру.
Я в этом плане не изобретатель, использую нужный режим съемки в камере. Камера неплохая и даже без специального объектива снимки получаются близко к профессиональным.
А ещё хочется отметить Елена, что вы очень разносторонний человек, творческий. Меня всегда такие люди притягивают, с ними очень интересное общение.
Спасибо большое, Сергей!
Здорово, когда камера позволяет снимать без дополнительных штуковин.
Не удивилась, узнав, что такой творческий человек как вы, увлеклись макросъемкой. Мне в далеком детстве дарили на день рождения фотоаппарат, но это увлечение очень быстро прошло. Возможно, из-за самого процесса проявки и печати фотографий.
Узнала из статьи о том, что есть специальные дополнения для съемок макросъемки на телефон. Смартфон в качестве фотоаппарата пока не пробовала применять. В любом случае, если появится желание, воспользуюсь вашими полезными рекомендациями.
Как это так, не пробовали использовать смартфон в качестве фотоаппарат? Сейчас, мне кажется, люди в основном снимают на смартфоны. С фотоаппаратом редко кого встретишь, а тем более с таким большим, как мой. Так что пробуйте. В любом случае фотография — это одна из тех вещей, которые очень полезны для развития.
Смартфон у меня сугубо выполняет телефонную функцию. Даже социальные сети здесь, кроме Ютуба не подключала. Вот такая я странная тетенька! 😉
Да уж А я не представляю, как можно не использовать смартфон на все его 100% возможностей (или хотя бы на 80%). Я сейчас и видео иногда на телефоне монтирую. А камера смартфона у меня всегда задействована, я на нее и на фотик параллельно снимаю. Не говоря уже о том, что на улице главная камера, которая всегда под рукой — это телефонная.
Благодаря твоей статье покопалась в настройках мобилы и нашла в телефоне настройку Супер-макро. Будем пробовать!
О, круто! Удачных экспериментов!
Паутинка на фото, как интересно. Мне никогда не удавалось, теперь, понимаю почему!